Формируем наш мир - Конструктивный взгляд (gonchar) wrote in yachting_rus,
Формируем наш мир - Конструктивный взгляд
gonchar
yachting_rus

Categories:

Обещанный отчёт о яхте (часть 3)

Оригинал взят уgoncharв Обещанный отчёт о яхте (часть 3)
Часть 1 - тут
Часть промежуточная - тут
Часть 2 - тут

Часть 1 в журнале - тут.
Часть 2 в журнале - тут.

По опыту предыдущих частей я понял, что соблюдать политкорректность бессмысленно.
Как невежливо говорил один мой знакомый - как ни ляг, хоть у стенки, хоть с краю, всё равно ...(поимеют).
Поэтому буду писать, как и раньше, честно и открыто, но выражения постараюсь не выбирать.


Напомню свою цель - описать впечатления новичка максимально точно. Кода человек долго занимается каким-то делом, первые впечатления забываются. Не надо воспринимать моё мнение, как навязываемую мною истину в яхтенном деле. Я прекрасно понимаю, что не имею должного опыта и не знаю тысячи вещей. Одновременно советую иметь в виду, что (без идиотской ложной скромности) я - человек очень широко образованный, с огромным опытом работы в разных сферах деятельности и очень хороший инженер, точнее, проектировщик технических и организационных систем. Почему я считаю свой уровень в этом очень высоким? Элементарно - во-первых, я общаюсь постоянно с кучей самого разного народа и имею возможность сравнивать в режиме real-time conversations. :) Во-вторых, по результатам ряботы. Я знаю, какие станки, устройства и программы я проектировал - и за какое время. Теперь вы знаете моё мнение о себе. Вы можете его разделять или не разделять, но иметь в виду его стоит для точного понимания моих впечатлений от яхтинга.

Ещё хочу подчеркнуть, что местами мой текст может показаться отрывочным, местами повторяющимся. Это сделано сознательно и стоило мне некоторого труда. Мне было бы гораздо проще написать чётко структурированный отчёт. Но я хотел показать не только и не столько своё мнение, но свои впечатления, в том числе эмоциональные. Для точности изложения (которая позволит читателю ощутить то же, что ощущал я) я стараюсь следовать именно эмоциональным впечатлениям, по крайней мере, не искажать их.

Продолжаю воспоминания.


Морская болезнь

Я полагал, что ей не подвержен. Во всяком случае, я никогда её не испытывал. Когда-то в детстве на теплоходе я чувствовал что-то не очень приятное, но ни о какой тошноте даже речи не было. На моторной лодке и катамаране меня болтало на волнах довольно сильно (я имею в виду не высоту волн, а геометрию и динамику движений своего тела под их воздействием) - никаких неприятных ощущений вообще. Поэтому к возможной морской болезни я не готовился.

Это была крупная ошибка. Как вы думаете, что главное в этой ошибке?
Ответ - главное то, что я не удосужился почитать литературу на эту тему и разобраться в ней. Не повторяйте эту мою ошибку. Лучше, конечно, чтобы вам эти знания не пригодились.:)

В общем, я с изумлением осознал, что чувствую себя паршиво. Как это проявлялось у меня - тошнота, сонливость и подавленное настроение. Появилось это при первых волнах, когда яхта начала ложиться на бок градусов на 30, по-моему. Я старался своего самочувствия не показывать, но ребята были опытные и заметили сразу. Было видно, что они искренне сочувствуют, хотя они тоже это старались не показывать. :) Они сказали мне, что причина морской болезни - чистая психология, и дали очень конкретный совет - концентрироваться на неподвижном объекте, в нашем случае - на горизонте.

Тут есть ещё личный момент. Я очень мало ем на завтрак. Поэтому на первых волнах я оказался с практически пустым желудком. Ребята сказали мне, что это плохо, и что надо есть как можно больше. Весело! Я даже представить не мог, как я сейчас съем хоть что-то - ощущение было, что я после этого сдохну прямо здесь и сразу. Тем не менее, совет мне был дан, и я решил как-то ему следовать. О том, чтобы съесть, как мне предлагали, сэндвич с жареным яйцом и сверхжареным беконом, запивая это кофе, мне было жутко даже подумать. Я честно, тем не менее, попытался это сделать, но не смог. Я думаю, что заставил бы себя, но субъективно мне на 100% казалось, что меня стошнит немедленно. Прав я был или нет, можно ли было доверять своим ощущениям, я не знал (и по сей день не знаю), но рисковать и, возможно, заблевать яхту мне не хотелось. 

Я пытался найти какой-то выход. Я попробовал сменить все положения тела, какие только смог придумать. Попробовал спуститься в каюту - там, внизу, стало ещё хуже. Попробовал лечь на койку - и мне даже вспоминать об этом не хочется. 
Беда была ещё в том, что всё это страшно давило на психику, и я чувствовал полное отупение. Мне приходилось заставлять мой мозг работать хоть как-то, а мне надо было найти разумное решение.

Итак, мне надо было набить брюхо. Но как? От еды меня воротило. Я придумал такую штуку - пить воду. Очень много воды. Чтобы полностью заполнить живот. Мы ходили с двухлитровыми бутылками воды - на весь день. Я выпил два литра сходу, наверное, за несколько минут. И почувствовал, что могу что-то съесть. Но лёгкое (не бекон). На полке лежали бананы. Я налил ещё раз свою бутылку (до сих пор не понимаю, как я сумел это сделать при такой качке - мне было реально паршиво, я плохо помню - по-моему, я плюнул на гигиену и налил её из-под крана) и стал есть банан, запивая его большим количеством воды.

Это помогло, причём здорово. Раз работает - go on! Я стоял, точнее, болтался в каюте (сидеть было хуже) и, как макака, цепляясь за поручни, ел бананы и пил воду. Сколько я сожрал и выпил, я не помню, но, думаю, много. В результате осталась некоторая тошнота, но не хотелось исторгнуть пищу. Такое странное промежуточное ощущение. И мозги просветлели, я стал более или менее нормально соображать. Резко усилилась сонливость. У меня было ощущение, что, если я лягу, то отрублюсь немедленно. Но ложиться не хотелось, потому как противно качало. Минус на минус. :)

Что делать, когда чувствуешь себя не очень хорошо, но терпимо. Когда хочется спать, но ложиться не хочешь? Я решил, что работа мне поможет - нужно было занять, отвлечь туловище и мозги. Плюс яркий свет - я подумал, что это займёт глаза (ту часть мозга, которая занята обработкой изображения). Я вылез наружу и сказал, что готов делать любую работу. Мне предложили порулить. Это сработало - сосредоточение на работе, набитый желудок, концентрация на горизонте, яркий свет, свежий воздух. Я чувствовал себя неидеально, прямо скажем, но мозг работал вменяемо. Хотя хотелось спать.


Ошибка с лекарством

На следующий день с утра все пристали ко мне с советом съесть таблетки.  Что такое "все пристали" по-английски? Это значит, что каждый по одному разу в какой-то момент мимоходом, но отчётливо, сказал мне, что советует съесть таблетку. Я очень не хотел этого делать - я полагал, что смогу справиться сам, а таблетка будет действовать, как наркотик - и без неё будет хуже, я на них "подсяду". Помните мою ошибку - не почитать заранее? Я не имел знаний и мог рассуждать только по аналогии. Но я не мог не прислушаться к советам опытных людей. Я подошёл к инструктору и объяснил ей свои опасения. Она сказала, что я ошибаюсь вот в чём: проблема, корень болезни, в психике. Поэтому принятие таблетки правильно. Идея в том, что я, приняв таблетку, почувствую себя хорошо, и мозг привыкнет к этому состоянию, которое и будет воспроизводить в дальнейшем уже без таблеток.

Ну, раз так, почему нет? Инструктор, по-моему, прикинув мой вес (около 100 кг), сказала - ешь две штуки. Спросила про какие-то болезни (не помню точно), типа, нет ли противопоказаний. Я таковых не знал и таблетки съел. Естественно, я попытался прочесть инструкцию, но ничего в ней не понял.

Через примерно минут 30 я почувствовал себя несколько странно. Было ощущение какой-то потери не то, что координации, а, скорее, равновесия - но какое-то странное. Мне и по-русски то трудно объяснить, что я чувствовал, а уж по-английски! Я до сих пор не уверен на 100%, что это связано с таблетками, но более ничего неординарного я не ел и не делал точно.

Нам нужно было отвязывать яхту и отходить. Для этого следовало развязать узел на пирсе, куда я и направился. Я дошёл до нужного кнехта, начал наклоняться - и почувствовал, что вообще не могу держать равновесие! Мне было не устоять на ногах! Я понимал, что наклоняюсь и падаю в воду. Мозг при этом работал - я отчётливо видел, что кувырнусь головой вниз. Тут речь о долях секунды, почему я вдруг решил, что этого не хочу, не помню. Плюс мне было ужасно смешно от идиотизма ощущения и ситуации. Но удержать равновесие я не мог. Единственное, что я сообразил - это прыгнуть, точнее, толкнуться ногами - в результате ноги несколько обогнали плечи, тело развернулось в воздухе, и я вошёл в воду свечкой, ногами вниз.

Думал я при этом о двух вещах, помню - что вода грязная, и это ужасно противно, и что это всё приключение в целом очень забавно.
Ещё я помню, что пожалел, что надел жилет. Я успел подумать, что это просто лишняя тяжесть на верхней части туловища. Естественно, я не собирался его надувать - не та ситуация.

И я совершенно забыл про то, что жилет надувается автоматически. Поначалу я даже не заметил, что он надулся. Я подгрёб к пирсу и увидел, что влезть на него не смогу - не на что поставить ногу, а пирс высокий. Мне пришла в голову гениальная, как мне показалось, идея - нырнуть поглубже и выпрыгнуть вверх, тогда я хотел лечь грудью на пирс и выпозти на него. Почему-то мне пришла в голову аналогия с прыгающим из воды дельфином. Я попытался реализовать идею и погрузиться под воду. Фига! Не получалось нырнуть никак. Это уже было полным сюрреализмом - я начал пытаться понять, что вообще происходит. С изумлением я увидел, что жилет надут. Видимо, мозги работали крайне сумбурно, поскольку я, вместо того, чтобы вылезать, начал думать и вспоминать, когда и почему я дёрнул за шнур. Я этого не помнил, и меня это огорчало. Сейчас я понимаю, что все мои действия трудно назвать вменяемыми, но тогда мне всё казалось естественным и ужасно захватывающим. Сообразив, что нырнуть у меня не получится, я решил попробовать другую тактику - лечь на бок и попытаться поднять ноги на пирс (это на полметра-то над водой!). Естественно, из попыток ничего не вышло. Следующая идея была - поплавать по стоянке в поисках пригодного для вылезания места. Я чувствовал, что могу плыть свободно и даже с удовольствием - голова совсем над водой, заодно посмотрю по сторонам. Хорошо, что мозг сработал по индукции - ещё одна бредовая мысль была такая - раз пирс предназначен для яхт, значит, все места на нём одинаковые, и, чтобы вылезти наверх, мне нужно выплыть в открытое море, а там волны.

Поэтому я решил не плыть и позвал члена команды (который адвокат). Я помню, мне было очень смешно, что он долго не мог понять, кто его зовёт и откуда. В какой-то момент он заметил меня, и я, перехватив его взгляд, радостно крикнул "Help!" и, как сейчас помню, приветливо помахал ему рукой. Он подбежал ко мне и протянул руку, за которую я уцепился. Не тут-то было. Я и без одежды вешу сотню. На помощь был позван доктор Хаус. Они упёрлись, как быки, но с первой попытки дело не пошло. Мне было весело и им, глядя на меня, тоже. Где-то с третьей-четвёртой попытки мне удалось во что-то упереться ногой, и они сумели вытащить меня на пирс.

К этому моменту я начал приходить в себя. Я понял, что, повидимому, на какое-то время почему-то потерял контроль над телом и мыслями. Отрезвление было очень быстрым. Я стоял на пирсе, вода с меня текла, как с гуся. И тут я сообразил, что у меня были:
  • видеокамера в правом кармане куртки-непромокайки
  • бумажник со всему документами в левом кармане куртки-непромокайки
  • телефон в левом кармане штанов

В этот же момент инструктор сказала мне, чтобы я шёл в низ, принял горячий душ и переоделся. Я сказал, что чувствую себя ОК, обойдусь без душа, но переоденусь. И бросился вынимать вещи из карманов.

Фантастика!
Видеокамера и бумажник были практически сухими. Следы влаги были, но, может быть, это был конденсат, так её было мало. А ведь я пробыл в воде не одну минуту - и они лежали в самом обычном кармане, просто застёгнутом на молнию!
Я проникся к фирме, произведшей эту штуку, глубоким уважением. Молодцы. Я найду их чек и напишу название фирмы обязательно. Шьют они это где-то в Петербурге.

Телефон погиб. То, что он для экономии заяда был отключён, его не спасло. Это был четвёртый по счёту телефон, погибший в результате моих взаимоотношений с морями. Смех ещё в том, что до всех этих дел у меня аналогичным образом погиб великолепный телефон Нокия (раздвижной смартфон на Симбиане, страшно удобный) - я шёл пешком по дороге, покрытой снегом и льдом, поскользнулся и упал очень правильно, с перекатом, мягко, на спину - всё, как надо, но незадача была в том, что зима была питерской, и под снегом и льдом была огромная лужа, в которую я и провалился. Поскольку я лежал на спине, то я оказался в луже целиком и промок насквозь, вместе с телефоном. Пока я добирался, переодевался и пр., телефон погиб окончательно - восстановить его не удалось. Вот что хотите говорите - а какие совпадения! Я понимаю, что общим фактором во всех пяти случаях утопления телефонов было наличие меня, но этот фактор (и его оценка) обсуждаться не будут. Пусть - просто судьба. Карма.

Какой вывод из истории? Их два.
Один бесспорный - дети, никогда не ешьте таблетки, которые вам предлагают незнакомые дяди и тёти.
Второй - вне зависимости от моего состояния в тот момент, следует отметить, что ощущения от плавания в жилете сильно отличаются от привычных. Я бы рекомендовал каждому попробовать поплавать в одежде и жилете - просто для тренировки, чтобы это ощущение и понимание собственных возможностий и ограничений были знакомы - чтобы их не пришлось изучать уже в действительно реальной и опаснеой ситуации. Делов-то - на 20 минут.

Теперь ещё инженерный момент. Я не знаю, как организованы вахты на серьёзных переходах, но что-то мне подсказыват, что кувыркнуться в воду возможность всегда есть. Проблема, на мой непрофессиональный (!) взгляд, может оказаться в том, что это падение товарищи могут не сразу заметить, а шум ветра может быть таким, что уже через несколько секунд крики ничем не помогут. В результате вполне возможно попросту потерять человека в море (члена ли команды, пассажира - неважно).

Мне представляется, что при сегодняшнем уровне развития техники нет ровно никакой проблемы снабдить каждого человека или (и) жилет неубиваемым устройством, которое выполняет одну из двух функций (или две сразу):
1) постоянно контактирует с сервером на судне, который при утере контакта немедленно поднимает тревогу
2) при попадании в воду даёт радиосигнал пелега, который поможет судну найти человека в море

На мой взгляд, это можно сделать надёжно и недорого. Пусть это пригодится в одном случае на 100 000 - но это может спасти чью-то жизнь. Возможно, такие штуки есть - но тогда стоит их сделать дешёвыми и обязательными - как жилеты.



Руление

Что мне вообще понравилось на яхте - тщательное отношение к вопросам безопасности.
Всё, что я видел, произвело на меня очень разумное впечатление. Необходимость быть постоянно пристёгнутым. Обязательное наличие наверху двух людей - всё правильно. Немного странно, что страховочный трос с замком всего один. По логике, имело бы смысл иметь две страховки, чтобы перед отсёгиванием первой пристегнуть вторую и, тем самым, ни на миг не оказаться непривязанным. Почему сделано иначе, я не понял. Впрочем, на мой взгляд, реально опасных ситуаций у нас не было.

Первая эмоция от волн - страх. Причём страшны не сами волны - страшно видеть и чувствовать, как наклоняется яхта.
Я вообще очень боюсь технических ошибок - например, я ненавижу аттракционы, моего воображения хватает на десятки потенциальных возможностей технических неполадок. Я реально представляю, как и почему может сломаться вот эта деталь, какой брак в её изготовлении может это повлечь, и к чему это может привести. Примерно как в "Пункт Назначения", только там это очень убого и глупо.

Здесь было иначе. Конструкция яхты настолько хороша, что я очень быстро прикинул, что от такого крена и таких волн ничего серьёзного быть не может - и успокоился. Также я волновался за рывки ветра - выдержит ли крепление паруса и мачты. Но, опять же, прикинув цифры, успокоился. Здорово там всё придумано, что и говорить.

Единственная вещь, которая меня психологически нервировала, это рулевой механизм. Поскольку я не видел его устройства под палубой, воображение постоянно дорисовывало всякую хрень. Но это лично мои "сдвиги", вряд ли для большинства нормальных людей всё это существенно.

Что меня сильно удивили - это ужасно неудобное место рулевого. Во-первых, надо стоять. При моём росте оказалось, что удобнее сидеть - инструктор сначала решила, что я сачкую, потом подошла и прикинула, что мне видно - сказала, что я прав. Но, на самом деле, и сидеть было неудобно. Когда яхту болтает с боку на бок, да ещё и вдоль - за штурвалом приходится постоянно прилагать усилия для удержания себя на месте. Причём качаешься вместе с яхтой. Я совершенно не понимаю, почему не поставить перед штурвалом легкоубираемое хорошо регулируемое по нескольким параметром кресло с хорошей обвязкой ремнями, как в гоночном автомобиле. Мне и сейчас кажется, что это было бы здорово удобно. Ну а кому не нравится - убери кресло и стой, как хочешь.

Процесс управления яхтой с помощью штурвала мне был очень интересен. Не просто крутишь штурвал, сначала нужно понять и прочувствовать принципы управления - мне их показывал венесуэлец. Надеюсь, что-то я понял. :) Самое интересное - необходимость учитывать влияние одновременно множества факторов, причём какие-то надо предугадывать заранее. Такая смесь расчёта и интуиции. Мозг занят на 100% - и это интересно и приятно. У меня сложилось чёткое впечатление, что неделя практики тут - курам на смех, нужен опыт, причём в разных ситуациях. И вообще дело это совсем не простое, требует знаний, навыков и чутья. Возможно, мне так кажется по неопытности - не знаю. Но ощущение чёткое по сей день.

И страшный кайф физически. Свежий воздух, море вокруг на 360 градусов, ветер то гладит, то бьёт в физиономию, как подушкой. Солнце - я очень люблю солнце, а тут оно высоко и тёплое. Яхта качается, мачта напряжена, чувствуется сопротивление руля под руками. Единственное - чайки какие-то неправильные, полу-коричневые.

И здорово, когда плещет волной. Народ хохочет, о чём-то там говорит, мне почти не слышно, да я и не слушаю почти. Попадает в лицо вода, а мне приятно, я не обтираюсь - только щурусь, как довольный кот.

Tags: обучение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments