johann_silber (johann_silber) wrote in yachting_rus,
johann_silber
johann_silber
yachting_rus

Categories:

Такелажный ликбез

Уважаемые коллеги. Хотелось бы поделиться с интересующимися тем, чему научился сам и открыть новую рубрику которая, несомненно, заинтересует многих, и особенно начинающих яхтсменов. Безусловно, все мы можем где нужно применить множество известных нам узлов, но согласитесь, приятно посмотреть на искусно заплетёный или срощеный трос не говоря уже о практических преимуществах этих соединений перед узлами. И самое главное что их изготовление, как показала практика не требует каких либо специальных навыков и огромных усилий и доступно каждому. Аккуратность исполнения - и всё получится. Итак - первое из них: огон на плетёном синтетическом тросе с плетёным сердечником, пошаговая фотоинструкция, часть 1-я:



Подавляющее большинство современных синтетических тросов применяемых в яхтинге имеют структуру двойной оплётки (double braid). То есть сердечник этих тросов сам представляет собой такую-же оплётку но меньшего диаметра Такой трос не скручивается при больших нагрузках и значительно мягче при одинаковой прочности чем тросы с параллельным или витым сердечником. При этом заплетать его несравненно проще... Но, я отвлёкся...

Для изготовления огона нам понадобятся кроме самого троса



Свайка, острый нож ( я использую макетный потому что точить не надо:) , маркер и липкая лента.

Для начала нужно подготовить конец троса: обмотать его парой витков липкой ленты (в моём случае это обычная изолента) и аккуратно по ней обрезать. Не стоит, наверно, говорить что обрезать нужно на плоскости, а не на весу...
Далее приступаем к разметке:



Длигу заплетаемого конца принято мерить в свайках ( да, да. Именно 38 попугаев).. Длина свайки подобрана так, чтобы длина заплетаемого конца создавала соединение достаточной прочности... Существует множество сваек всевозможных конструкций, но длины их одинаковы или кратны. Я предпочитаю свайки Selma, они мне кажутся наиболее удобными в работе. Хотя, как говорится, на вкус и цвет все фломастеры разные... Свайки производятся разных диаметров соответствующих диаметру троса. Причём и сама свайка разделена линией на две неравных части для измерений. На фото свайки Selma и Samson с диаметром 6 мм. ( я заплетаю 6 мм трос) и на них видно короткую и длинную части.



Итак, мы отложили от конца троса длину свайки и отметили это место с помощью маркера кольцевой линией. Для удобства назовм эту отметку "отметкой А".

Затем от неё отмеряем расстояние соответствующее размеру огона и снова отмечаем это место линией. Это "отметка Б".



Отступив ещё пару метров (можно и меньше) от отметки Б, вяжем петлю



Я предпочитаю фламандскую, но можно и беседочный узел (он тоже легко распускается после снятия нагрузки). Это понадобится для того чтобы оплётка сдвигалась по сердечнику только на небольшом участке троса, а не на всей его длине. а мы её будем сдвигать...

Теперь перегнув трос на отметке Б, концом свайки аккуратно раздвинем пряди оплётки и извлечём сердечник.



Сердечник надо извлекать целиком, а не по частям. Это непременное условие!



Конец сердечника тоже прихватим парой витков липкой ленты... Длина конца сердечника должна соответствовать длине конца оплетки. Если нет, - обтянем то, что короче. отметим маркером место выхода сердечника из оплётки. Это "отметка 1". На фото на неё указывает маркер.

Вытянем сердечник из оплётки и сделаем не нём ещё две отметки. От отметки 1 отложим длину короткой части свайки и отметим место двойной линией (отметка 2).



От неё отложим ещё отрезок равный длине свайки + её короткой части и отметим тройной линией ( отметка 3).



Думаете с разметкой закончено? Щаз! Теперь очередь оплётки...
Отступим от отметки А в сторону конца 8-12 прядей (в моём случае 12) и пометим маркером сходящуюся углом пару прядей. От неё отступим ещё 5 и снова пометим. Потом 4. Потом снова 5. Потом снова 4. и так почти до самого конца. В идеале должно остаться всего 2 непомеченных пар, но это не важно...



Орудуя концом свайки аккуратно извлечём помеченные пряди



И обрежем их под корень



Это нужно для того чтобы плавно заузить конец оплётки. Конец снова закрепим липкой лентой.

Закрепим зауженный конец оплётки в свайке.



Теперь самое время вспомнить о том, вокруг чего мы заплетаем огон. В моём случае это проушина кранца, но может быть и карабин, и кольцо, и звено цепи, да мало ли куда заведёт вас воображение:). Проведём свайку вместе с закреплённым в ней концом оплётки сквозь это отверстие



Если интересно, продолжение следует...
Tags: такелаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments