skipper_evgeny (skipper_evgeny) wrote in yachting_rus,
skipper_evgeny
skipper_evgeny
yachting_rus

Впечатления от гонок на MIRW

- Подобрать грот!
До этого вокруг было спокойно, что позволяло не торопясь приближаться к стартовой линии методом push and pull – травя и снова подбирая паруса, регулируя тягу и скорость. И вот внезапно идиллия нарушена двумя лодками пурпурного дивизиона, уже легшими на курс гоночный бейдевинд и набравшими скорость. Вобщем-то бессмысленно было ожидать старта в одиночестве, когда на старт выходит более сорока лодок двух дивизионов: 24 "малышей" черно-розового дивизиона с минимальным гоночным баллом и 19 более быстрых "пурпурных". До стартового створа еще минута времени и 50 метров.
- Место подветренному! – Кому кричит этот капитан пурпурных? Нам или лодке с подветра? Надеюсь, он знает правила. Нет, похоже не очень. Миша успевает подставить кранец впереди вант, грот тоже подобран – чтобы не задел, но обгоняющий смачно ударяет нас кормой.
- Повреждения есть?
- Нет, ни царапины!

Вот что значит современная стеклопластиковая лодка! Ладно, протест подавать не будем – без повреждений, яхта другого дивизиона, да и ситуация не 100%. В любом случае на нашей стороне правило 12: “яхта, находящаяся чисто позади, должна сторониться яхты, находящейся чисто впереди” вкупе с правилами 15 и 17.
- Геную подобрать!
До старта меньше минуты, о чем свидетельствует спущенный флаг “папа” на судейском судне. Постепенно разгоняемся и проходим стартовую линию почти сразу же после сигнала “старт открыт”. Неплохо. Слева, с подветра от нас идет левым галсом к стартовой линии Юксель-7 с Колином Пирсоном – неизменный фаворит. Пока мы опережаем их на несколько корпусов.
Но ветер почти сразу отходит – и нам пора повернуть на левый галс. Однако с наветра и сзади у нас – Butimar, один из аутсайдеров группы. Скрутить поворот сейчас – значит скорее всего повторить “подвиг” Marna на старте первой гонки и въехать ему в борт на левом галсе, на полном ходу. Ладно, немного привожусь и пристраиваюсь у него по носу с подветра, отбирая у него ветер. Хотя Bavaria-41 и длиннее на 8 футов нашего Oceanis-34, и паруса больше и новее, но пока я в такой позиции он не может меня обогнать. Нормальный яхтсмен в такой ситуации немедленно бы поменял галс, но этот тупо прет вперед. Ладно, уваливаю и пропускаю его вперед – у нас не матч-рейс, и турок с самодовольной улыбкой проезжает мимо. “Обогнал”. То, что у первого же знака он окажется далеко позади нас, до него, похоже, не доходит.
- С наветра никого?
- Еще одна яхта… Поворачивают!
- Поворот оверштаг!
Наконец и мы ложимся на выгодный сейчас левый галс. Идем хорошо, но вот яхта впереди под ветром крутится на правый галс. Кто это? Юксель-7! Пока мы бодались с Butimar-ом, они спокойно использовали заход ветра и обошли нас на несколько корпусов, на столько же, на сколько отставали на старте. Чтож, пора и нам поворачивать. Юксель-7 нам уже не достать – лодка больше и явно быстрее, хотя гоночный балл волшебным образом намного меньше нашего!
Лавировка проходит неплохо, но перед знаком “пожадничал” – слишком рано скрутил оверштаг, а может ветер для правого галса, которым надо проходить знак, отошел. Пришлось делать короткий контргалс: поворот оверштаг на левый – хорошо, что никто пока не мешает, но вот идет лодка с подветра.
- Они поворачивают! – экипаж предупредил вовремя. Нам тоже уже можно – чтобы никого не пропустить вперед.
- Поворот оверштаг!
Огибаем знак и ставим геннакер: кто за нами? Ба, старый знакомый, номер 140. Мы хорошо обошли его на лавировке, перерезав ему курс на левом галсе – разошлись всего в нескольких метрах, но уверенно, хотя он и пытался приводиться в последний момент – только скорость потерял, а нас не достал. Со 140-м мы постоянно в гонках сталкивались – сначала мы его на лавировке делаем, потом он на полном курсе распускает спинакер, и обходит нас как стоячих…
На этот раз идем бакштаг, который плавно переходит в галфвинд и бейдевинд – приходится спускать геннакер и опять ставить геную. 140-й приблизился, но до второго знака нас так и не достал. Только на следующем “полняке” он смог нас объехать. Но тут уже начинается лавировка, в которой их шкипер не силен – даже новые паруса им не помогут!
С утра я побеседовал с одним из членом экипажа Юксель-7, который, зная, что мы им все равно не конкуренты, великодушно поделился своими наблюдениями за местной акваторией и опытом прошедшей накануне гонки. Воспользовавшись этими наблюдениями, я выбрал сторону дистанции для лавировки и не ошибся! Несколько длинных галсов – и мы поравнялись со знаком.
- Поворачиваем?
- Рано, не будем жадничать, лучше потом с увалом на скорости пойдем, чем лишний раз перед знаком крутитья. – мы идем левым галсом и знак постепенно остается за траверзом, в 300 метрах на ветру. Наконец ветер очередной раз отходит и я решаюсь:
- Поворот!
Экипаж сработался за прошедшие гонки, да и рулевой, то есть я, приноровился к лодке – после пересечения линии ветра Гриша быстро отдает шкот с правого борта, а Женя руками успевает выбрать с левого почти втугую, пока парус снова не наполнился ветром. Остается чуть подобрать лебедкой. Без лишнего уваливания и почти не теряя скорость ложимся на курс – с большим запасом выше знака!
- Может увалиться на знак? – Грише кажется, что так мы обогнем его быстрее
- Не стоит. – и точно, заход ветра кончился и вот мы уже идем чуть ниже. Ветер с берега, “гуляет” постоянно. Внимательно слежу за парусом, поддерживая тягу – то приводясь, то вновь уваливаясь.
До знака 30 метров.
- Идем ниже, сейчас проскочем!
- Спокойно!
Я и так веду лодку круче гоночного бейдевинда, скорость падает. Но после отхода ветра обязательно следует заход. А, вот и он! Ветер усиливается, наполняя почти полощущие паруса. Яхта сама приводится, мне надо только слегка придержать ее от этого. Проходим знак с достаточным зазором.
- Потравить все шкоты! – мы огибаем знак, уваливаясь до бакштага и набирая скорость.
- Геннакер поставить! – конечно, профи делают это в момент огибания знака, но мы пока позволяем себе некоторое послабление.
Геннакер поставлен, идем бакштагом, но совсем не туда, где находится знак.
- Ставим спинакер бабочкой! Грот – на правый борт!
Теперь идем прямо на знак. Скорость чуть упала, процентов на 20, но мы спускаемся под ветер намного быстрее, чем если бы шли бакштагами! Наконец я разобрался с этим проклятым фордевиндом! Мы почти не отстаем от яхт под спинакерами! Скорость 3.8 … 4… в бакштаг мы бы шли 4.5-5, но совсем не туда, куда надо. Поскольку мы идем левым галсом с наветра, приходится обруливать отставшие от нас яхты, идущие в лавировку на верхний знак. Это почти не увеличивает наш путь, главное вовремя корректировать курс. А где же наш вечный соперник, 140-й, который достал таки нас на предыдущем „полняке”? Вот же он, все лавируется, до знака ему еще далеко! Это на сколько же мы его обошли на предыдущей лавировке!
Ветер зашел, о чем первым возвестил Гриша, работающий завал-талем и удерживающий грот от accident gybe – самопроизвольного перебрасывания гика на другой борт, результатом которого иногда бывают проломленные головы и вышвырнутые за борт члены экипажа.
- Хорошо, поворот фордевинд! Грот на левый борт!
На бакштаге скорость еще выросла. Сзади приближается усиление ветра, а с ним – и яхта “пурпурного” дивизиона. Она больше и быстрее нашей, хочет обойти с наветра. Но при этом они перекроют нам ветер! В мои планы это не входит. Ничего личного – немного привожусь. На крутом бакштаге скорость еще возрастает: 6… 6.5… “Пурпурный” тоже вынужден привестись… Наконец он обходит нас по широкой дуге с наветра, практически нам не мешая. Но мы приближаемся к знаку – и он начинает убирать спинакер. Теперь мы его догоняем! На правом галсе, с подветра, занимаем место внутреннего! И он ничего не может сделать! На конец до знака два корпуса – 20 метров.
- Место у знака! – это я пурпурному, чтобы не мешал нашим маневрам.
- Поворот фордевинд, геннакер спустить!
Я привожусь к знаку уже на левом галсе. Геннакер, стоявший на левом борту под правый галс обезветривается. Вот тут проявилось преимущество конструкции „для чайников” – чулок, в который убирается геннакер, и который обычно болтается у топа непонятным мешком. За оставшиеся несколько метров до знака геннакер „упакован” в „колбаску”. Даже если эта останется некоторое время висеть на мачте – она не сильно замедлит наш ход в лавировку. Привожусь у знака, „облизывая” его меньше, чем в в паре метров, и мы с хорошей скоростью, набранной на полном курсе, вылетаем на ветер.
- Подобрать грот!!! – заполоскавший было грот наконец снова наполнился ветром.
- Поднять геную! – рук не хватает, Гриша мечется от лебедки к лебедке, пока баковый – Миша, и Женя на лебедке спускают геннакер в люк перед мачтой, а Юля принимает его в салоне.
- Закрутку заклинило! – шкертик закрутки, за которым никто не следил, свернулся узлом и застрял в блоке. Генуя вышла только до второго рифа. “Эх, надо было заранее уложить его восьмеркой”. Гриша метнулся правого борта на левый, распутал узел. Придерживаю одной рукой шкертик закрутки, другой – штурвал, пока Гриша на лебедке вытягивает шкотом остаток генуи. Наконец все паруса для лавировки поставлены – почти без потери скорости и уж точно без потери высоты: все яхты, огибавшие знак перед нами и с нами у нас под ветром, ближе к берегу. Осталось слегка оттриммировать паруса. Смотрю на курс – и не верю нашей удаче. Судя по чартплоттеру, мы идем прямо на финиш, одним галсом! Впередисмотрящий Миша подтверждает это.
- Отлично идем!
Теперь главное не упустить эту Синюю птицу Удачи! Все внимание – на паруса. Отрабатывать порывы и заходы этого неверного, рваного ветра в бухте, окруженной со всех сторон горами. Держать максимально возможную скорость, максимально круто к ветру. Штурвал – очень чувствительный, управление буквально кончиками пальцев. На пять миллиметров правее… на десять миллиметров левее… Чувствую увеличение нагрузки. Взгляд на анемометр – да, чувство не подвело, ветер усилился.
- Геную чуть добить!
- Грот чуть потравить! Чуть набить оттяжку грота!
Погона у нас нет, поэтому настраивать грот при усилении приходится main sheet (гика-шкотом) и kicking strap (оттяжкой гика). Еще одно неудобство круизно-чартерной лодки, в общем-то не предназначенной для гонок. Скорость растет – 5… 5.5… 5.6 – и именно с такой скоростью мы приближаемся на последней лавировке прямо к финишу! Краем глаза замечаю, как лодки, ушедшие под берег, одна за другой делают поворот оверштаг. И остаются далеко позади нас. Мы обгоняем даже тех, кто вырвался от нас вперед!
Одним галсом мы подлетаем к судейскому судну. И только перед самым финишем отход ветра заставляет сделать небольшой контргалс – два поворота оверштаг. Вот финишный створ. “Ну когда же!?” И вот наконец долгожданный свисток возвещает о нашем финише. А сразу за ним – второй свисток, для яхты пурпурного дивизиона в тщетной попытке “достать” нас на финише.
На акватории видно еще множество парусов – и всех их мы сделали! Яхты подходят к финишу. “Пурпурная”, опять “пурпурная”… “Желтая” – они же стартовали на 20 минут раньше нас и лодка у них намного больше и быстрее! Но где же наши, “черно-розовые”? Я знаю, что у нас самый сильный из чартерных дивизионов, ну может в “зеленом” еще собрались такие же сильные экипажи. Неужели наши сегодня объехали больших по размеру “пурпурных” и все уже финишировали? А, вот по мере приближения отставших к финишу, становится ясно, что и наших мы обошли немало: “одна, две… шесть, семь… Ладно, пошли в марину.”
Вечером становится ясно, что в своем дивизионе мы обогнали десять лодок по чистому времени, а после пересчета по гандикапу – мы десятые!!! От первого отстали всего на 15 минут в гонке, длившейся два с половиной часа! Еще интереснее сравнение с “пурпурными”. Мы обошли десять “пурпурных” по чистому времени, а по гандикапу были бы там вообще четвертыми!
Отличный результат для команды новичков на круизной яхте с потрепанными парусами, ни разу не гонявшихся до этого на крейсерах.</div>
Tags: mirw aka чемпионат всея руси, отчет о гонке, терминология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments